SEO sprint - Всё для максимальной раскрутки!
Форма входа

SEO sprint - Всё для максимальной раскрутки!
Поиск
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА


СТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ


Нервная система у детей, с одной стороны, очень близка к структурной организации нервной системы у взрослых. С другой стороны, при рождении у ребенка многие образования головного и спинного мозга сформированы не полностью, просто они не достаточно зрелы анатомически и физиологически. Это определяет особенности, своеобразие двигательной, чувствительной и психоэмоциональной жизнедеятельности ребенка. Поступательное развитие нервной системы идет до 20-25 лет.
Нервная система — это сложные анатомические и физиологические образования. Они представлены головным и спинным мозгом, периферическими нервными структурами: корешками, нервными сплетениями, отдельными нервами, чувствительными узлами. Нервная система устанавливает единство, целостность организма во всех его реакциях и проявлениях. Головной мозг похож на гигантской мощности компьютер, обрабатывающий информацию, поступающую через органы чувств из внешней среды и внутренних органов. Мозг анализирует эту информацию, формирует ответные двигательные и поведенческие реакции. В головном мозге осуществляются процессы высшей нервной деятельности, обеспечиваются функции, характерные только для человека: мышление, речь, способность чтения, письма, счета, способность создания музыки, воспроизведения мелодий.

Главной структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка — нейрон. Нейроны, подобно маленьким ячейкам, хранят очень много упакованной информации. Нейроны имеют тело, короткие и длинные отростки. Отростки нервных клеток связывают между собой все структуры головного и спинного мозга, формируют проводящие пути. По ним, как по телефонным проводам, нейроны обмениваются информацией, принимают ее и отдают команды органам и тканям. Они же формируют корешки, нервы к сухожилиям, мышцам, внутренним органам; принимают сигналы от анализаторов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса и других.
К моменту рождения ребенок обладает огромным количеством нервных клеток. Его мозг содержит примерно 20 миллиардов нейронов. Нейроны воспринимают, перерабатывают и передают нервные импульсы через корешки другим клеткам. В них вырабатываются специальные химически активные вещества — нейромедиаторы, участвующие в проведении нервных импульсов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность нервной системы. С поломкой медиаторной сферы связано возникновение многих заболеваний нервной системы.

Кроме нервных клеток, в состав нервной ткани входят специальные питающие и обслуживающие ее клетки — нейроглия, соединительная, опорная ткань, элементы сосудистой системы. Природа надежно защитила головной и спинной мозг от механических воздействий, травм. Она поместила их внутри специальных «футляров»: костных образований — черепа и позвоночника. Смягчает ударную волну особая мозговая (цереброспинальная) жидкость, окружающая вещество мозга, мозг омывается ею снаружи и изнутри. К защитной системе мозга относится и гематоэнцефалический барьер — соприкасающаяся граница между структурами мозга и кровеносной системы. Этот барьер обеспечивает защиту мозга от различных веществ и токсических, инфекционных агентов, не пропуская их к мозгу. Лежащий в черепной коробке мозг повторяет ее конфигурацию.

Вес мозга мужчины в среднем 1400 г, женщины — 1200-1300 г, новорожденного мальчика — около 400 г, а новорожденной девочки — около 350 г. Нетрудно подсчитать, что за всю жизнь человека вес его мозга увеличивается лишь в 3 раза, в то время как общая масса тела — более чем в 20 раз. А это значит, что основная работа по созданию мозговых структур происходит до появления ребенка на свет, еще в утробе матери. Вот поэтому так важно создавать все условия для нормального протекания беременности, а значит, и для внутриутробного развития ребенка, формирования его мозга.
Многие исследователи отмечают, что прямой зависимости между весом мозга и интеллектуальными способностями человека нет. Вместе с тем известно, что для осуществления нормальной функции вес мозга не может быть меньше 1000 г у мужчин и 900 г у женщин. Спинной мозг составляет лишь 2 процента от веса головного мозга, появляется важнейшим «исполнительным» отделом центральной нервной системы.


МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ


Достаточно часто возникают ситуации, когда родители, побывав на приеме у невролога, получают рекомендации и направления на различные виды обследования нервной системы ребенка. Трудно выполнять назначенные исследования, не зная, для чего они предназначены. Возникают вопросы: неопасно ли обследование для здоровья ребенка, какую информацию дает обследование, насколько оно необходимо? Родители ребенка должны ориентироваться в методах обследования нервной системы детей, существующих в настоящее время. Эти методы используются для достижения нескольких целей: для уточнения и подтверждения диагноза, для выбора оптимального вида лечения, они дают возможность проследить течение болезненного процесса, оценить эффективность лечения. Вопрос о необходимости проведения дополнительного обследования и его объем решается только после тщательного неврологического осмотра и изучения истории возникновения заболевания.

Начнем с люмбалыюй пункции, иначе, наверное, можно сказать — с поясничного прокола. Метод старый, но до настоящего времени не утратил своего значения для диагностики многих заболеваний нервной системы. Существуют болезни, при которых сложно установить диагноз без проведения люмбальной пункции. Эти заболевания нередко сопровождаются тяжелыми нарушениями сознания, признаками грубого поражения нервной системы, имеют тяжелое прогрессирующее течение. Порой, несмотря на своевременное и правильное лечение, после острого периода возникают серьезные последствия: парезы, параличи, задержка психического развития ребенка, или же болезнь приобретает хронический характер.

Широко распространено ошибочное мнение, что не болезнь, а пункция приводит к этим последствиям и что ребенок стал инвалидом из-за проведения этого прокола. Возможно, такой неоправданный страх, суеверие порождены названием прокола — спинномозговая пункция. Такой синоним люмбальной пункции употреблялся ранее, да и сейчас врачи нередко пользуются им. Однако при люмбальной пункции спинной мозг никогда не пунктируется — его прокол вообще не предусматривается. Люмбальная пункция проводится для получения цереброспинальной жидкости — ликвора. Рассматривая строение спинного мозга, мы говорили, что он оканчивается на уровне первого поясничного позвонка, и только лишь у новорожденных и детей первых лет жизни спинной мозг может достигать второго или третьего поясничного позвонка. Люмбальная пункция производится у детей между отростками третьего и четвертого или же четвертого и пятого поясничных позвонков, то есть гораздо ниже окончания спинного мозга. Это значит, что при люмбальной пункции спинной мозг никак не может пострадать. В цереброспинальной жидкости на уровне прокола плавают корешки спинного мозга, но они легко уклоняются от иглы.

Как же проводится люмбальная пункция?

Место пункции обезболивается новокаином. Пункционная игла вводится между отростками позвонков — у детей на глубину до 3 см. Для исследования собирается 3-5-10 мл жидкости (ликвора). Если давление нормальное, ликвор капает капельками, при повышенном давлении он может вытекать струей. Во время пункции врач измеряет давление жидкости в миллиметрах водяного столба. Пункция делается в положении лежа, на боку. После пункции ребенка отвозят в палату: ему необходимо несколько часов лежать на животе без подушек. На 1-2 дня назначается постельный режим. После пункции иногда появляется головная боль, но она быстро проходит.
Цереброспинальную жидкость врачи обязательно исследуют при воспалительных заболеваниях нервной системы — менингитах, энцефалитах, а также при подозрении на опухоли нервной системы и кровоизлияния. В лаборатории исследуют клеточный состав ликвора, содержание белка, антитела и другие компоненты. В ряде случаев даже сама пункция оказывает лечебный эффект, снижая резкое повышение давления ликвора, которое часто бывает при воспалении мозговых оболочек (при менингите).
Рентгенологические исследования черепа и позвоночника при некоторых заболеваниях центральной нервной системы у детей используются уже давно и являются важными и часто применяемыми диагностическими методами в практике детских неврологов. Конечно, ребенок испытывает определенную рентгенологическую нагрузку, но польза превышает риск облучения. Безопасность проведения рентгенологических исследований обеспечивается рассчитанными допустимыми рентгеновскими дозами, а также применением защитных мер, уменьшающих вредное влияние рентгеновского облучения.
Рентгенография черепа называется краниографией. Краниография позволяет выявить признаки повышения внутричерепного давления, оценить состояние костных стыков - швов и родничков у маленьких детей. Рентгенография черепа назначается при гидроцефалии, микроцефалии, подозрении на краниостеноз, опухоль головного мозга, при травме черепа для подтверждения или исключения перелома и трещин костей черепа.
Рентгенографическое исследование позвоночника называется спондилография. У детей, как и у взрослых, это исследование применяют для выявления различных поражений позвоночника и спинного мозга. Снимки делают раздельно для шейного, грудного и пояснично-крестцового отделов позвоночника. Для полноты оценки состояния позвоночника снимки выполняют в различных проекциях позвоночника: боковой, прямой, косой. Для получения представления о состоянии первого и второго шейных позвонков избирается проекция снимка через открытый рот. При рентгеновском исследовании нижних отделов позвоночника рентген-лаборант защищает половые органы ребенка фартуком из просвинцованной резины.
Спондилография позволяет выявить рентгенологические признаки травм, дефектов развития, опухолей позвоночника и спинного мозга. На рентгеновских снимках видны изменения позвоночника при воспалительных процессах, в частности при туберкулезе и остеомиелите.
Помимо простых рентгеновских снимков существуют контрастные рентгенологические исследования головного и спинного мозга, позволяющие выявить локализацию и характер поражения этих отделов центральной нервной системы. При этих исследованиях рентгенография сочетается с одновременным введением рентгено контрастных веществ, воздуха или специальных жидкостей.

При миелографии контрастное вещество вводится под твердую оболочку спинного мозга (в субдуралыюе пространство спинного мозга), при этом сам спинной мозг не затрагивается.

При пневмоэнцефалографии в субарахноидальное пространство вводится воздух. На пневмоэнцефалограммах хорошо видны субарахноидальное пространство, а также желудочковая система головного мозга.

Церебральная ангиография — это особое исследование мозговых сосудов. Рентгенограмма черепа делается после введения специального контрастного вещества в общую сонную или позвоночную артерию. На ангиограммах черепа врач видит очень четкое изображение сосудистого русла мозга.
Компьютерная томография. Современные достижения технического прогресса позволили во многих случаях отказаться от старых, очень сложных, не исключающих занесения инфекции, методик нейрорентгенодиагностики. Для получения представления о структуре мозга, костях черепа и позвоночника в настоящее время используются рентгеновские лучи с последующей их компьютерной обработкой, позволяющей вывести на экран четкое изображение различных срезов мозга.
На одном срезе возможно получение изображения и костей черепа, и желудочков мозга, и всех структур мозговой ткани.
К наиболее совершенным, информативным, неинвазивным, то есть исключающим занос инфекции методам относятся магнитно-резонансная томография и позитронно-эмиссионная томография. Использование этих методов, помимо их высокой информативности, позволяет избежать лучевой нагрузки на пациента.
Позитронно-эмиссиоиная томография, помимо всего прочего, дает представление об уровне обмена веществ в разных отделах мозга. Учитывая большую безопасность магнитной резонансной томографии, ей отдается предпочтение при обследовании нервной системы у детей.
Достаточно информативным, неинвазивным, недорогим и поэтому широкодоступным и наиболее безопасным методом исследования головного и спинного мозга, позвоночника и черепа является метод ультразвуковой нейросонографии. Этот метод может применяться с первых дней рождения ребенка. Он основан на использовании ультразвука, имеющего свойство по-разному отражаться от неоднородных тканей. Метод позволяет диагностировать отек, сдавление и смещение (дислокацию) головного мозга, которые случаются при родовых повреждениях головного мозга. Это исследование выявляет различные виды кровоизлияний, инфаркты головного мозга. В диагностическую сферу нейросонографии также входит определение пороков развития центральной нервной системы: микроцефалии, краниосте-ноза, мозговых грыж и многих других аномалий развития мозга, черепа и позвоночника. Метод позволяет обнаружить родовые травмы позвоночника, опухоли нервной системы, черепно-мозговые травмы, переломы костей черепа, гидроцефалию в ее начальных стадиях.

Метод широко применяется для повторных исследований благодаря его безопасности и доступности, мониторинга. Показаниями для повторных исследований являются недоношенность, гидроцефалия, внутричерепные кисты, родовые травмы мозга, атрофические изменения мозга.
Для диагностики нервных заболеваний у детей и взрослых применяются и разнообразные электрофизиологические методы. Наиболее широко востребованными в детской неврологии оказались электроэнцефалография, реоэнцефалография, допплерография сосудов головы, электромиография, эхоэнцефалоскопия.
Электроэнцефалография (от греч. «энцефалос» — мозг, «графо» — пишу) — метод функционального исследования головного мозга, при котором графически изображаются, регистрируются его потенциалы. На электроэнцефалографии (ЭЭГ) графически отображается биоэлектрическая активность большого количества точек головного мозга в виде линий с различными ритмами и волнами. Болезненным состояниям мозга соответствуют определенные характерные патологические типы биоэлектрической активности мозга. Так, весьма специфические изменения на ЭЭГ регистрируются при эпилепсии. Диагностика и последующее лечение эпилепсии всегда должны проводиться под контролем ЭЭГ. Этот метод также достаточно информативен при установлении диагноза опухолей головного мозга, последствий травм мозга, нейроинфекций, а также функциональных заболеваний нервной системы. Метод безвреден и безболезнен, доступен и легко выполним.
Реоэнцефалография (от греч. «реос» — поток, «энцефалос» — мозг, «графо» — пишу). При реоэнцефалографии (РЭГ) изучаются показатели тока крови — кровообращения в полости черепа. При этом регистрируются изменения электрического сопротивления тканей черепа и мозга при прохождении через них переменного тока. Колебания электрического сопротивления тканей мозга связаны преимущественно с изменением кровотока. Метод позволяет выявить различные нарушения артериального и венозного кровообращения.
Допплерография. Последние два десятилетия для изучения сосудистых заболеваний головного мозга используют метод допплерографии. Он основан на применении эффекта Допплера: изменение частоты колебания ультразвука при отражении от движущегося объекта. При допплерографии сосудов ультразвук отражается от движущихся форменных элементов крови.
Метод совершенно безвреден и широко доступен. Допплерография позволяет исследовать сосуды головного мозга, располагающиеся вне и внутри черепа. Новорожденных детей лучше исследовать в состоянии сна, через час после еды.
Допплерография информативна при пороках развития сосудов головного мозга, нарушениях мозгового кровообращения в период новорожденности и в раннем детском возрасте. При повышении внутричерепного давления, исследование выявляет сосудистую недостаточность головного мозга, обусловленную патологией шейного отдела позвоночника. Нередко Допплерография помогает выявить причину головных болей у детей.
Электромиография (от греч. «мио» — мышца, «графо» — пишу) необходима при обследовании пациентов с нервно-мышечными заболеваниями, при подозрении на поражение структур спинного мозга и периферических нервов. Электромиография (ЭМГ) позволяет врачу определить, что поражено первично — периферический нерв, мышца или спинной мозг.
В основе ЭМГ лежит исследование электрических потенциалов, возникающих в мышечных волокнах. Биоэлектрические потенциалы отводятся с применением особых электродов-накладок.
Эхоэнцефалоскопия также является методом ультразвукового исследования головного мозга. Используется давно. Позволяет оценить величину, ширину желудочков головного мозга, степень повышения внутричерепного давления, симметричность и смещение срединных структур головного мозга, возникающих при травматических кровотечениях и гематомах, опухолях головного мозга.


ОПУХОЛИ ГОЛОВНОГО И СПИННОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ


Выявление у ребенка любого онкологического заболевания, в том числе и опухоли головного и спинного мозга, — трагедия для семьи. Известие об этом заболевании вызывает страх и отчаяние. Порой родители, анализируя поведение детей, раскаиваются, что несвоевременно отреагировали на жалобы или изменение поведения ребенка. Хочется надеяться, что знакомство с ранними симптомами опухолей нервной системы у детей будет способствовать настороженности родителей, побуждать к более раннему обращению к врачу, что позволит оказать ребенку своевременную помощь.
При выявлении опухоли мозга у ребенка не стоит отчаиваться. Достижения современной онкологии, нейрохирургии и анестезиологии весьма значительны. Они позволяют проводить операции по удалению опухолей больших размеров и добиваться выздоровления детей. В онкологии не только выздоровление, но и продление жизни расценивается как успех, так как дает надежду, что, может быть, завтра появится новое средство или метод лечения, который позволит победить болезнь. Надежда и силы никогда не должны покидать родителей.
Очень важное значение для успеха лечения онкологического заболевания имеет ранняя диагностика. Онкологи советуют придерживаться золотой середины в отношении возможности возникновения опухолей у детей: не проявлять излишней беспечности, но быть всегда начеку. Что же позволяет быть начеку? Конечно, знание проявлений болезни.
Опухоли головного мозга у детей до трех лет характеризуются длительным бессимптомным периодом. Признаков повышения внутричерепного давления, поражения определенных зон мозга долго не возникает, так как кости черепа маленького ребенка податливы, роднички не закрыты. Лишь после закрытия швов и родничков опухоли начинают отчетливо заявлять о себе. У маленьких детей быстрый темп роста окружности головы, ее большие размеры, увеличивающийся родничок, усиление венозной сети на голове, лице могут быть признаками опухоли мозга. Часто отмечается вынужденное положение головы. Дети без причины становятся вялыми, капризными, сонливыми, у них отсутствует интерес к окружающему, они перестают играть в шумные игры, не обращают внимания на игрушки.
В 20 процентах случаев опухоли у детей носят врожденный характер. Однако проявляются они не сразу — может пройти много лет до момента проявления опухоли. Для опухолей у детей характерно ускоренное течение процесса. Однако дети имеют большие компенсаторные возможности, способность к быстрому восстановлению мозговой ткани и функций нервной системы после операции.
Опухоли головного мозга у детей концентрируются чаще всего в заднечерепной ямке. В ней располагается мозжечок. От полушарий мозга он отделен выростом мозговой оболочки — наметом, по-латыни — тенториум. Все опухоли, располагающиеся над мозжечковым наметом, носят название супратенториальных — это опухоли больших полушарий мозга, под наметом — субтенториальных, чаще всего это опухоли мозжечка.
У детей первые признаки опухоли нередко провоцируются травмами головы, инфекциями. Если опухоль расположена близко к путям цереброспинальной жидкости и перекрывает эти пути, повышается внутричерепное давление. Начинаются головные боли, тошнота. Головная боль возникает чаще ночью или утром, после сна, при перемене положения головы. При приступах головной боли маленький ребенок не в состоянии сказать, что у него болит, но может кричать, тереть лицо, голову. Головную боль сопровождают тошнота и рвота. Рвота приносит облегчение, но частые рвоты истощают ребенка.
Для установления диагноза опухоли мозга важно исследование глазного дна окулистом. На глазном дне выявляется типичная для опухолей картина застойного соска зрительного нерва, может быть серая атрофия диска зрительного нерва, а также очаги кровоизлияний. Возможны судороги.
Опухоли мозжечка проявляются нарушением походки. Ребенок ходит с широко расставленными ногами, при повороте его заносит в сторону, походка шаткая. Это наиболее ранние симптомы. Можно заметить также дрожание глазных яблок, дрожание рук. При злокачественных опухолях возможны потеря веса, аппетита, вялость, утомляемость, увеличение лимфоузлов, изменение в крови воспалительного характера.
Изменяется и поведение ребенка. Порой он ведет себя вызывающе, появляет непослушание, у него заметна расторможенность. В других случаях наблюдаются апатия, вялость, сонливость, инертность. В таких случаях опасно неправильно расценить поведение ребенка. Если внезапно необоснованно изменяются характер ребенка, его поведение, нужно не только применять воспитательные меры, но и обязательно обратиться к неврологу.
Особая опухоль, врожденная, начинает проявлять себя в детском возрасте. Это гипофизарная опухоль — краниофарингиома. Она располагается около места перекреста зрительных путей. Многие годы дети могут отставать в росте, половом развитии, у них нарушается жировой обмен. Проявляется опухоль нарушением зрения, выпадением полей зрения, повышением внутричерепного давления. Развиваются дистрофия, несахарный диабет, нарушается терморегуляция.
Диагностика опухолей головного мозга включает проведение рентгенографии черепа, исследование глазного дна, полей зрения, эхо- и электроэнцефалографию, компьютерную и магнитно-резонансную томографию.
Лечение опухолей мозга — только хирургическое. Многие опухоли могут быть удалены полностью. Как правило, это доброкачественные опухоли, не прорастающие в вещество мозга. Опухоли с внутримозговым ростом удаляются частично, при возобновлении роста опухоли проводят повторное хирургическое вмешательство. В лечении опухолей мозга применяют рентгенотерапию, химиотерапию.
Опухоли спинного мозга у детей бывают редко. Эти опухоли могут как расти из спинного мозга (интрамедулярные), так и располагаться снаружи от оболочек спинного мозга (экстрамедулярные). В процессе роста все они приводят к сдавливанию спинного мозга.
Проявляются опухоли спинного мозга болями в позвоночнике. Боли отдают в ноги, руки, затем развиваются параличи в ногах, руках, нарушается функция тазовых органов. Иногда заболевание может начаться с появления локального выпячивания в области позвоночника, что связано с прорастанием опухоли из позвоночного канала в мягкие ткани.
Для диагностики опухолей спинного мозга необходимо проведение люмбальной пункции с исследованием цереброспинальной жидкости, рентгенографии позвоночника, миелографии, магнитно-резонансной томографии.


ТРАВМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ


Трудно представить, что ребенок за свою жизнь не упадет, не ушибется, избегнет детской потасовки со своими сверстниками. Детская любознательность, подвижность, неусидчивость, отсутствие страха служат причинами различных травм. В практике детских неврологов, травматологов, нейрохирургов часто встречаются случаи падения малышей со стола, выпадение их из колясок, в более старшем возрасте ребенок может упасть с дерева, получить травму на проезжей части дороги, во время занятий спортом.
Среди детских травм большая доля приходится на травмы нервной системы. При этом страдают различные структуры: отдельные нервы, сплетения, спинной мозг, головной мозг. Распространена травма ныряльщиков. Ныряние в неизвестном месте, на мелководье чрезвычайно опасно. При ударе головой о дно происходят переломы, смещения шейных позвонков с повреждением шейного отдела спинного мозга. Развиваются слабость, порой обездвиженность рук, ног. Повреждается вышележащий ствол головного мозга, в результате чего нарушаются жизненно важные функции организма — дыхание, сердечно-сосудистая деятельность. Травмы спинного мозга сочетаются с повреждением костей позвоночника, а также внутренних органов. Это весьма опасно для здоровья и даже для жизни.
Травмы грудного и поясничного отделов спинного мозга вызывают нарушения движений и чувствительности в ногах, нарушение функции тазовых органов (преимущественно мочеиспускания).
Значительно чаще возникает травма головного мозга. Травмы головного мозга, как правило, сопровождаются одновременной травмой костей черепа, поэтому пользуются понятием черепно-мозговая травма. При черепно-мозговой травме от механического воздействия повреждаются головной мозг, сосуды, черепные нервы, оболочки мозга.
По характеру повреждений и степени тяжести выделяют открытую и закрытую черепно-мозговую травмы. При открытой травме мозга имеются переломы костей свода черепа с нарушением целостности кожных покровов головы, переломы основания черепа, кровотечения или выделение цереброспинальной жидкости из носа или уха. При закрытой черепно-мозговой травме нарушения целостности покровов головы нет.


ПЕРИНАТАЛЬНАЯ НЕВРОЛОГИЯ


«Перинатальный» происходит от слов реге — вокруг, natus — роды. Детская неврология — сложная педиатрическая наука, а перинатальная неврология считается одним из очень важных ее разделов, так как занимается изучением функций центральной нервной системы в норме и при патологии.
Перед педиатром с первых минут жизни ребенка стоит задача правильно оценить состояние функций головного и спинного мозга новорожденного, распознать даже незначительные отклонения в их деятельности и в случае выявления патологии при необходимости назначить правильное лечение.
Симптомы, с которыми следует обращаться к детскому неврологу

Подводя итог всему сказанному, кратко перечислим основные отклонения в состоянии здоровья детей, с которыми необходимо обратиться к детскому неврологу:


• если ребенок вяло сосет грудь, делает перерывы, устает при этом. Отмечается поперхивание, вытекание молока через нос

• если у ребенка слабый крик, а голос имеет гнусавый оттенок;

• если новорожденный часто срыгивает, недостаточно прибавляет в весе;

• если ребенок малоактивный, вялый или, напротив, слишком беспокойный и это беспокойство усиливается даже при незначительных изменениях окружающей среды;

• если у ребенка имеется дрожание подбородка, а также верхних или нижних конечностей, особенно при плаче;

• если ребенок часто беспричинно вздрагивает, с трудом засыпает, при этом сон поверхностный, короткий по времени;

• если ребенок постоянно запрокидывает голову, лежа на боку;

• если отмечается слишком быстрый или, наоборот, медленный рост окружности головы;

• если снижена двигательная активность ребенка, если он очень вялый, а мышцы дряблые (низкий тонус мышц), или, наоборот, ребенок как бы скован в движениях (высокий тонус мышц), так что даже затруднено пеленание;

• если какая-то одна из конечностей (рука или нога) менее активна в движениях или находится в необычной позе (косолапость);

• если ребенок косит глазами или таращит глазки, периодически видна белая полоска склеры;

• если младенец постоянно пытается поворачивать голову только в одну сторону (кривошея);

• если ограничено разведение бедер, или, наоборот, ребенок лежит в позе лягушки с бедрами, разведенными на 180 градусов;

• если ребенок рожден путем кесарева сечения или в тазовом предлежании, если в родах применялись акушерские щипцы, если младенец родился недоношенным или с крупным весом, если отмечалось обвитие пуповины, если у ребенка в родительном доме были судороги.


 Точная диагностика и своевременное и правильно назначенное лечение патологии нервной системы чрезвычайно важны. Поражения нервной системы могут быть выражены в разной степени: у одних детей с рождения они очень выражены, у других даже сильные нарушения постепенно убывают, однако исчезают не полностью, и на долгие годы остаются не грубые проявления — это так называемые остаточные явления.
В последние годы стало ясно, что многие болезни детей старшего возраста и даже взрослых имеют истоки в детстве и нередко являются поздней расплатой за нераспознанную и нелеченную патологию периода новорожденности.
 Вывод должен быть сделан один — внимательно относиться к здоровью малютки с момента его зачатия, по возможности вовремя устранять все вредные влияния на его здоровье, а еще лучше — не допускать их совсем. Если же случилась такая беда и у ребенка при рождении выявлена патология нервной системы, необходимо вовремя обратиться к детскому неврологу и сделать все возможное, чтобы младенец полностью поправился.


SEO sprint - Всё для максимальной раскрутки!