Развитие ребенка на втором году жизни
Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка | |||||
1 год | 1 год 3 мес | 1 год 6 мес | 1 год 9 мес | 2 года | 2 год 6 мес | |||
1 год 3 мес | РП | Быстро расширяется запас понимаемых слов | • | |||||
РА | Увеличивается словарный запас | • | ||||||
СР | Различает предметы по величине с разницей в 3 см | • | ||||||
И | Повторяет ранее видимые действия в игре | • | ||||||
Д | Много ходит, приседает, может пятиться | • | ||||||
н | Может самостоятельно есть ложкой густую пишу | • | ||||||
1 год 6 мес | РП | Обобщает предметы по существенным признакам | • | |||||
РА | Использует более сложные слова при общении | • | ||||||
СР | Ориентируется в формах: шарик, кубик, кирпичики пр. | • | ||||||
И | Копирует в игре часто наблюдаемые действия взрослых | • | ||||||
Д | Перешагивает препятствия приставным шагом | • | ||||||
н | Самостоятельно ест ложкой жидкую пищу | • | ||||||
1 год 9 мес | РП | Понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы | • | |||||
РА | Обозначает действия двумя словами, использует глаголы | • | ||||||
СР | Ориентируется в размерах с разницей 3 см | • | ||||||
И | Выполняет несложные постройки из кубиков— ДОМИК, ворота | • | ||||||
Д | Ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см | • | ||||||
н | Частично надевает простые вещи с помощью взрослого | • | ||||||
2 года | РП | Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого | • | |||||
РА | Употребляет в речи прилагательные и местоимения | • | ||||||
СР | Подбирает по образцу по просьбе предметы контрастных видов | • | ||||||
И | Выполняет ряд простых логических последовательных действий | • | ||||||
Д | Перешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом | • | ||||||
н | Частично самостоятельно одевается | • |
Сокращения: РП — понимание речи; РА — активная речь; СР — сенсорное развитие; И — игра; Д — движение; Н — навыки.
Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее пяти заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.
Развитие ребенка на третьем году жизни
Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка | |||
2 года | 2 года 6 мес | 3 года | 4 года | |||
2 года 6 мес | РА Г | В речи использует сложные предложения с придаточными | • | |||
РА В | Начинает задавать вопросы «где?» «когда?» | • | ||||
СРФ | Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм | • | ||||
СРЦ | Подбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов: белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый | • | ||||
И | Усложняет сюжетные игры с логическом последовательностью действии: кормит и укладывает спать куклу и пр. | • | ||||
кд | Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их | • | ||||
ИД | Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует | • | ||||
НО | Может сам полностью одеваться, за исключением застегивания и шнуровки | • | ||||
нк | Правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть | • | ||||
д | Перешагивает препятствия высотой 20 см чередующимся шагом | • | ||||
3 года | РА Г | В речи использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения | • | |||
РА В | Часто задает вопросы «почему?», «зачем?» | • | ||||
СРФ | Правильно и но назначению использует предметы в игре | • | ||||
СРЦ | Правильно показывает и называет основные цвета | • | ||||
И | Появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр. | • | ||||
кд | Усложняются используемые в игре сюжетные постройки | • | ||||
ид | Появляются элементарные карандашные рисунки, начинает лепить простые фигурки из пластилина | • | ||||
но | Полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого | • | ||||
нк | При необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком | • | ||||
д | Перешагивает препятствия высотой в 30 см чередующимся не приставным шагом | • |
Сокращения: РАГ — грамматика речи; РАВ — речь активная, вопросы; СРФ — сенсорное развитие, различение формы; СРЦ — сенсорное развитие, различение цвета; И — игра; Д — движение; КД — конструктивная деятельность; ИД — игровая деятельность; НО — навыки одевания; НК — навыки кормления.
Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее восьми заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.
Развитие ребенка на четвертом году жизни
Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка | ||
3 года | 4 года | 5 лет | |||
4 года | Моторное развитие | Свободные, скоординированные движения руками, при ходьбе не шаркает ногами | • | ||
Бросает мяч двумя руками, отталкивает, ловит сто. не прижимая к груди | • | ||||
Прыгаете высоты п в длину па 15-20см, подскакивает на месте с отрывом ног от пола | • | ||||
По сигналу может задержать дыхание | • | ||||
Заводит ключом механическую игрушку; умеет правильно держать карандаш и проводить линии | • | ||||
Любит лазать | • | ||||
Умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и вертикальные линии | • | ||||
Сенсорное развитие | Знает шесть основных цветов, подбирает предметы по цвету и оттенку | • | |||
Знает и подбирает «круг», «квадрат», «треугольник»;умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте | • | ||||
Правильно ориентируется в пространстве, знает "около", «рядом», «за»; узнает на ощупь предметы | • | ||||
Умственное развитие | Знает «много», «мало», «один»; считает до пяти; знает времена года, время суток | • | |||
Задает вопросы «Что..?», «Зачем?», «Почему?» | • | ||||
Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено н сказке, называет сюжет картин | • | ||||
Речь правильная, грамматически оформленная | • | ||||
Игровая деятельность | Появляется сюжетно-ролевая игра с двумя-тремя детьми | • | |||
Продолжительность игры от 10 до 40 минут | • | ||||
Появляются любимые игры; любит играть со строительным материалом | • | ||||
Занимается конструированием более 10 минут, обыгрывает постройку — «гараж», «комната», «домик» | • | ||||
Поведение | Внимательно слушает, что говорят взрослые, называет взрослых по имени и отчеству | • | |||
Соблюдает элементарные правила поведения в обществе | • | ||||
Сформированы гигиенические навыки — опрятность, умывание, мытье рук после туалета | • | ||||
Навыки | Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, по не зашнуровывает ботинки | • | |||
Самостоятельно ест, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой | • | ||||
Самостоятельно умывается и вытирается | • |
Развитие ребенка на пятом году жизни
Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка | ||
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
5 лет | Моторное развитие | Формируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге | • | ||
Хорошо скоординированы движения рук и ног при ходьбе | • | ||||
Умеет ходить и бегать по кругу, на носочках, взявшись за руки; без боязни прыгает с высоты | • | ||||
Может ходить по бруску высотой в 30 и шириной в 20 см | • | ||||
Ударяет мяч о землю, подбрасывает и ловит его | • | ||||
Четко координирует движения пальцев при конструировании | • | ||||
Хорошо и свободно рисует горизонтальные и вертикальные линии | • | ||||
Сенсорное развитие | Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки | • | |||
Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке | • | ||||
Ориентируется в сторонах собственного тела и тела собеседника | • | ||||
Умственное развитие | Считает до пяти, сравнивает небольшие количества | • | |||
Формируются обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты», «транспорт» и т.д. | • | ||||
В рассказе может выделить причинно-следственные отношения | • | ||||
Речь фразовая, с хорошим произношением | • | ||||
Игровая деятельность | Увеличивается разнообразие игр, обогащается сюжетный замысел игры | • | |||
Стержнем игры являются взаимоотношения между людьми | • | ||||
В игре подчиняется определенным правилам, отражающим общественные функции | • | ||||
Продолжительность игры 40-50 минут | • | ||||
Поведение | Рассуждает но поводу увиденного, делает критические замечания | • | |||
Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим | • | ||||
Умеет подчинять свои желания требованиям взрослых, начинает усваивать правила взаимоотношений | • | ||||
Навыки | Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода | • | |||
Умеет поддерживать чистоту и порядок в комнате | • | ||||
Полностью самостоятельно одевается, в том числе завязывает шнурки | • |