ПРЕДИСЛОВИЕ
Работа врачей-педиатров у многих вызывает удивление — как можно понять, что случилось с ребенком, если он ничего не может сказать? А ведь именно так бывает при лечении маленьких детей, которые или вообще не умеют говорить, или не могут четко выразить словами свои болезненные ощущения. Нередко заболевания у ребенка проявляются лишь тем, что он утрачивает былую резвость, жизнерадостность и веселость, у него ухудшается или пропадает аппетит, иногда он просто недостаточно прибавляет в массе или даже худеет, отстает в росте.
Порой все это сочетается с задержкой психомоторного развития ребенка, а иногда случается даже, что малыш начинает утрачивать ранее приобретенные навыки. Способность во всем этом разобраться, найти причину происходящего в условиях отсутствия помощи со стороны самого больного ребенка и составляет суть профессионализма педиатра. Именно этого недостает «взрослым» врачам, которые привыкли при постановке диагноза опираться на жалобы и подробный рассказ о болезни самого пациента. Работа педиатра требует очень большой наблюдательности, способности заметить малейшие нюансы в изменении поведения ребенка, суммировать все данные и проанализировать их. В конечном итоге из всего этого рождается диагноз заболевания. А правильный диагноз — половина лечения.
К счастью, у малыша есть родители. Именно они и призваны быть главными помощниками врача при постановке диагноза. Чтобы справиться с этой задачей, им необходимо иметь некоторые сведения о наиболее распространенных болезнях детей.
Педиатры не всегда имеют возможность рассказать маме или папе обо всех тонкостях заболевания их малыша. В тех же случаях, когда доктору удается подробно объяснить родителям суть болезни, смысл и цель лечения, это оборачивается большой пользой для больного ребенка. Информированные о действиях врача относительно проводимых исследований, порой нелегких для малыша, понимающие смысл лечебной тактики, родители становятся надежными помощниками педиатра. В конечном итоге все это приносит несомненную пользу при лечении больного ребенка, а значит, на достижение такого союза не нужно жалеть времени.
Однако никогда не следует забывать и о том, что в самом организме ребенка заложены очень мощные физиологические механизмы самовыздоровления. В некоторых случаях самым мудрым решением будет не мешать малышу справиться с болезнью самому.
К сожалению, от многих недугов ребенок не в состоянии освободиться без помощи врача. При любом заболевании существует треугольник «болезнь — больной — врач». Болезнь всегда направлена в сторону смерти, а усилия врача — в сторону жизни. Вопрос в том, на чью сторону встанет больной. За маленького ребенка этот вопрос решают родители. Они должны встать на сторону жизни. Как? Отвечу: как бы ни было трудно, никогда не терять присутствия духа и оптимизма, веры в то, что болезнь отступит и малыш поправится. Даже самый маленький ребенок способен чувствовать ту духовную обстановку, которая его окружает. Депрессия, плач, излишняя суетливость — это то, что мешает победить болезнь. И напротив, позиция «не сдаваться болезни» и в то же время смирение перед тем, что вашему сыну или дочери предстоит вынести трудное обследование, а порой тяжелый и длительный курс лечения или, возможно, нелегкую операцию, доверие к лечащему врачу, деятельное, информированное участие в диагностических и лечебных процедурах — вот то, чем вы можете помочь ребенку победить болезнь. Пусть он никогда не видит маску скорби на вашем лице, приносите в его жизнь радость, ведь всегда можно найти то, чему можно порадоваться вместе с малышом! Пусть даже ваше простое присутствие рядом придает ребенку уверенность в том, что болезнь уйдет, а здоровье вернется!
Очень важно поразмышлять над возможными духовными причинами болезни ребенка, что нередко весьма трудно сделать самому. В этом случае всегда помогают исповедь и причастие. После этого вы можете быть уверены, что на помощь вашему малышу придет Всемогущий Бог!