НА ПРИЕМЕ У ЛОГОПАТОЛОГА
Счастье — это когда тебя понимают! Научиться понимать проблемы своего ребенка —
значит стать для него по-настоящему самым близким человеком и сделать его жизнь счастливее.
КТО ТАКОЙ ЛОГОПАТОЛОГ?
Итак, дорогой читатель, вы с ребенком пришли на прием к логопатологу. Что же это за специалист? Хотя название моей специальности — «логопатолог» и похоже на «логопед», это не одно и то же. Логопатолог объединяет в себе сразу несколько специальностей: врача-психоневролога, нейропсихолога и лингвиста. Его задача — всесторонне оценить состояние речи ребенка. Это означает, что необходимо выяснить, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов (специалисты называют это — «объемом словаря»), правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи. Если ваш ребенок школьного возраста, то дополнительно к сказанному оценивается умение грамотно писать и бегло читать. Кроме того, обычно возникает необходимость оценить состояние не речевых способностей ребенка. Необходимо выяснить, насколько развито образное мышление. Оцениваются способности ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли. Важно знать о том, как и во что умеет играть малыш, насколько богаты и разнообразны его игры.
У вас может возникнуть вопрос: зачем необходимо столь обширное и глубокое исследование психики ребенка? Казалось бы, достаточно оценить только его речевые способности и навыки. Ответ очень прост. Речь настолько тесно связана в процессе развития со многими психическими функциями, что ее состояние весьма существенно зависит от них. Например, для того чтобы научить понимать и употреблять новые слова, нужно сначала познакомиться с предметами или явлениями, которые они обозначают, выделить их из всего того, что окружает ребенка, что он видит и слышит. Появление первых слов «мама» и «папа» означает, что малыш научился различать внешний вид родителей, их голос, установил с ними индивидуальные, эмоционально насыщенные отношения.
Если обнаружено какое-то отклонение в развитии речи от возрастной нормы, то задача логопатолога — понять причины и механизмы этого отклонения, решить, кто и как сможет помочь ребенку, нуждается ли малыш в длительном коррекционном обучении с участием логопеда, лечении и других лечебно-восстановительных мерах.
А кто же такой логопед? Как следует уже из самого названия этой профессии, логопед — это педагог, исправляющий недостатки устной и письменной речи.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ К ЛОГОПАТОЛОГУ
Давайте поговорим теперь о том, какие причины побуждают родителей обратиться к логопатологу и когда это необходимо сделать. Наиболее частые поводы — позднее развитие речи, нарушения понимания речи или дефектное звукопроизношение. На самом деле проявлений отклонений в развитии речи намного больше, но те, которые названы, более наглядны и понятны даже неопытному родителю. Прочитав этот раздел, вы смело сможете считать себя уже «продвинутым», «теоретически подкованным» и, возможно, окажетесь более предусмотрительным при воспитании своего ребенка. Как известно, чем раньше мы замечаем проблемы в развитии и начинаем их исправлять, тем больше шансов у ребенка на успешное их преодоление. Поэтому каждому родителю полезно знать о наиболее ранних признаках неблагополучия.
Многие из вас уже, наверное, слышали о том, что младенец начинает понимать речь своих близких буквально с первых дней после своего рождения. Однако это понимание носит весьма своеобразный характер. Из всей информации, которую содержит в себе речевое сообщение, малыш раньше всего выделяет и начинает понимать то, что передается интонацией, выразительной окраской речи взрослых. И мать, чувствуя это, обращается к младенцу с несколько утрированной, подчеркнуто выразительной интонацией. Ребенок интуитивно понимает эмоциональный подтекст того, что выражает голос мамы или папы.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА
Подготовительный, доречевой этап развития
2—4-й месяцы в жизни ребенка
Уже в 2-3 месяца младенец очень бурно реагирует на вид склоненной к нему головы папы или мамы, на звук их голоса. Более всего его внимание приковывают глаза и губы говорящего. Это обычно вызывает бурную радость младенца: он активно гулит, размахивает ручками и ножками. Специалисты называют это «комплексом оживления». В этот период, по наблюдениям ученых, отчетливо проступают потребность и способность ребенка к «диалогу» с матерью или другим, заменяющим ее очень близким человеком. Проявляется это в том, что малыш прислушивается к голосу матери, ее речи, обращенной к нему. Затем, когда она замолкает, начинает гулить, а потом вновь замолкает, делая некоторую паузу, во время которой мать, в свою очередь, снова обращается к ребенку. Такие циклы могут повторяться несколько раз с определенной регулярностью и весьма напоминают диалог с периодической сменой говорящих партнеров. В этот и следующий период речь матери имеет особый характер, резко отличающийся от ее обычной манеры разговаривать. Она говорит с несколько утрированной интонацией, очень выразительно, голосом, окрашенным радостью, любовью. Такой диалог сопровождается еще и обменом взглядами. При этом мать смотрит на ребенка примерно в десять раз дольше, чем это делают, например, взрослые, разговаривая друг с другом.
Отсутствие у трехмесячного малыша «комплекса оживления», ответных мимических знаков или гуления, его безучастность к обращениям матери — признаки, означающие наличие некоторого своеобразия в его развитии. Если вы заметили это и не видите заметного прогресса на протяжении нескольких месяцев — посоветуйтесь со специалистом.
Надо сказать, что развитие речи и общения на первом году жизни зависят не только от состояния центральной нервной системы, головного мозга, но и от окружающей психологической обстановки, характера социальных и эмоциональных отношений между родителями и младенцем. Да, да, не удивляйтесь! Уже в столь раннем возрасте можно говорить об установлении определенных взаимоотношений между младенцем и его родителями. Психологи и лингвисты доказали, что чем мать чувствительнее, восприимчивее, чем более чутко реагирует она на звуки, которые издает младенец, на особенности его поведения, мимики, тем активнее развивается у него речь. Это способствует и формированию у него устойчивого чувства безопасности, уверенности в том, что родители понимают его и любят. Такая мать постоянно готова к диалогу с малышом, живо откликается репликами или взглядами, понимающей улыбкой на его гукание, гуление, лепет либо действия. В противном случае ребенок не получает адекватного подкрепления своим попыткам наладить контакт, сообщить что-то важное для него. Это приводит к снижению его активности, общительности, любознательности. Речь у таких детей может запаздывать в своем развитии. Но еще тревожнее то, что при таких отношениях малыш теряет уверенность в том, что он надежно защищен, любим, интересен и нужен своим родителям. Это порождает чувство тревоги, делает ребенка более боязливым, капризным или замкнутым, пассивным.
5—8-й месяцы в жизни ребенка
В начале данного периода, к 5-6-му месяцу гуление сменяется у детей лепетом. Разница заключается в том, что ребенок становится способным произносить звуки, напоминающие слог. Они состоят из звуков типа гласного и согласного: дя-дя-дя-дя, тя-тя-тя-тя, айяйяй- айяйяй и т. п. В 7-8 месяцев лепечущий ребенок предпринимает попытки имитировать речь взрослых. В силу ограниченных возможностей речевого аппарата и недостаточной зрелости мозговых центров, ответственных за развитие речи, ребенок может подражать лишь интонации речи взрослых.
Примерно в этот же период младенец начинает использовать некоторые жесты и мимику для общения. Например, он может использовать указательный жест для того, что привлечь внимание взрослого к чему-то, заинтересовавшему его, или желая получить это. Улыбка, взгляд в глаза взрослого служат побуждением к общению. Отворачиваясь или зажмуривая глаза, младенец демонстрирует нежелание участвовать в чем-то, предлагаемом ему взрослым. У некоторых детей уже в это время появляются жесты типа «пока-пока», отрицательный жест «нет» головкой.
На этой же стадии развития малыш уже может понимать отдельные слова или словосочетания. Понимает он их только в привычных ситуациях, «читая» жесты и мимику взрослого. По вашей просьбе он может выполнить, если захочет, некоторые ваши простые просьбы: дай ручку, открой ротик (во время кормления), иди ко мне.
Однако некоторые дети не только не пытаются подражать, но вообще постепенно перестают лепетать. Чаще всего причины этого — нарушения слуха (тугоухость или глухота) или сенсорная алалия. В последнем случае ребенок может слышать речь, но совершенно не понимает ее. Звуки речи такими детьми воспринимаются как бессмысленный шум. Раннее выявление и специальное обучение позволяют даже у таких детей выработать способность понимать речь и пользоваться ею для общения. Редкой, но весьма тяжелой причиной нарушения понимания речи в этом возрасте является такое психическое расстройство, как ранний детский аутизм. При этом ребенок избегает любых форм общения с близкими, предпочитает не смотреть в лицо говорящего с ним человека. Игры таких детей носят странный, необычный и стереотипный характер.
После 8-9-го месяца жизни ребенок параллельно с ростом понимания смысла и значения всего, что его окружает, событий, которые происходят с ним или рядом с ним, начинает все более полно понимать значения речевых высказываний взрослых. Проявляется это в том, что он становится способным совершать действия, соответствующие просьбам или указаниям взрослых («Дай куклу!», «Возьми ложечку», «Покажи, где мама?» и т. п.). Таким образом развитие способности к пониманию речи, то есть так называемой «пассивной речи», начинается на 3-5 месяцев раньше, чем ребенок произнесет свои первые слова. Несмотря на столь раннее начало, развитие и совершенствование умения понимать речь собеседника занимает весьма продолжительный период, выходящий за пределы дошкольного возраста.
Развитие речевых навыков
12—14-й месяцы в жизни ребенка
Когда ребенку исполняется 12-14 месяцев, все родители переживают, пожалуй, самый волнующий момент в своей жизни: малыш произносит свои первые слова. У большинства детей это происходит в 10-12 месяцев, у некоторых — чуть позже. Предельным возрастом появления первых слов в норме считается 14 месяцев.
Если же ребенок старше 1года 2 месяцев все еще не произносит ни одного, хотя бы не очень членораздельного слова, то родителям следует насторожиться, поскольку это уже признак задержки речевого развития. Причины этого разнообразны: раннее повреждение речевых центров головного мозга или замедленное их созревание, задержка общего психомоторного развития, нарушение слуха и другие.
Однако, если вы заметили что-либо подобное у своего ребенка, не отчаивайтесь. Присмотритесь к нему внимательнее. Очень важно, пытается ли ребенок наладить контакт с вами с помощью изобразительных жестов, мимики, понимает ли он вашу речь. Если вы получите положительное подтверждение этого, то прогноз довольно благоприятен. Помочь такому ребенку легко, но только при раннем обращении к помощи специалистов — логопатологу, сурдологу (специалисту по нарушениям слуха), логопеду, психоневрологу.
Иногда такая задержка развития речи сочетается и с поздним появлением навыков ходьбы. Такие случаи должны вызвать большую настороженность. Нередко это означает, что первично у ребенка нарушено интеллектуальное развитие, а вследствие этого (то есть вторично) страдает речь. Обычно такие дети нуждаются в медикаментозном лечении и постоянном наблюдении у психоневролога, логопатолога, логопеда, дефектолога. Многие родители не вполне понимают разницу между логопедом и дефектологом. Действительно, они имеют много общего. Но главное различие в том, что дефектолог с помощью приемов специальной педагогики помогает ребенку развиваться умственно, корригирует его отставание в интеллектуальном развитии. В тех случаях, когда речь развивается медленно из-за отставания в психическом развитии, требуется помощь и дефектолога, и логопеда.
Самые сложные случаи — отставание в речевом развитии, вызванные ранним детским аутизмом или сенсорной алалией. Диагностика обоих заболеваний весьма сложна и требует от специалиста большого опыта и мастерства. Без обращения к логопатологу здесь не обойтись. Нередко требуется и участие психиатра. Очень важно правильно разобраться в причинах аномального развития речи, то есть установить правильный диагноз. Методика оказания медико-психологической, педагогической помощи будет весьма различаться в зависимости от диагноза.
Практически всегда есть необходимость пройти аудиологическое обследование, для того чтобы исключить снижение остроты слуха.
1,5—3 года в жизни ребенка
Наиболее активно речь ребенка развивается в возрасте от 1,5 до 3 лет. Психологи называют этот период сенситивным, то есть чувствительным для речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за развитие речи, наиболее восприимчивы к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка. Речь развивается сразу в нескольких направлениях: осваиваются грамматические правила построения фраз, заканчивается овладение произношением звуков речи, развивается способность связно выражать мысли в речевой форме, совершенствуется понимание речи.
В конце первого, на втором и третьем годах жизни ребенок наиболее полно понимает сказанное только с опорой на не речевой контекст: привычную ситуацию, окружение, знакомые и совершаемые совместно со взрослым действия, интонацию и мимику взрослого собеседника. Поэтому, желая активизировать речевое развитие ребенка в этом возрасте, вы должны разговаривать с ним, сочетая это с совместными действиями, игрой.
Развитие связной речи в первые годы жизни ребенка происходит в двух основных аспектах: совершенствуются способности к пониманию устных развернутых высказываний и растут возможности передачи собственных мыслей в речевой форме. Умение слушать и понимать услышанное формируется не только в раннем и дошкольном возрасте, но и в школьные годы. На 2-4-м году жизни ребенок понимает речь неполно, фрагментарно. Значительно лучше он понимает сказанное, если это происходит в связи со знакомыми, повторяющимися действиями или ситуациями. Много информации в этом возрасте дети извлекают из интонации, мимики, жестикуляции и не речевого контекста. Кроме того, иллюзия полного понимания детьми речевых высказываний взрослых возникает благодаря информационной избыточности речи. Даже не зная точных значений некоторых слов, об общем смысле сказанного можно догадаться, поняв лишь часть фразы. Например, если ребенку трех лет за обедом скажут «Доедай гарнир!», он наверняка поймет, что надо делать: в тарелке осталось пюре или макароны, и именно это нужно доесть. При этом значения самого слова «гарнир» он, скорее всего, и не знает.
Таким образом, очевидно, что в этот период жизни у ребенка нужно формировать способность более полно понимать речь взрослых без опоры на наглядность или догадку. Эта облегчит ему и понимание книг, которые взрослые будут читать вслух. Трудность понимания книжных текстов заключается в том, что по стилю это речь письменная, а не разговорно-бытовая. Поэтому, читая книги своим детям, старайтесь убедиться в том, что текст ими понят полностью. В этом могут помочь и дополнительные комментарии «от себя», сопровождающие чтение текста. Отсутствие у ребенка интереса к слушанию чтения книг является верным признаком того, что он плохо понимает текст. В таких случаях лучше ограничиться упрощенным его пересказом.
Осваивая многочисленные и сложные правила родного языка, на основе которых ребенок выражает мысли в словесной форме, он закономерно и абсолютно правомерно допускает ошибки как в произношении звуков, так и в грамматическом построении фраз.
Вот несколько примеров таких ошибок, взятых из книги « От двух до трех. Дневниковые записи».
Маленький Дима (2 года 6 месяцев) после просмотра мультфильма говорит: «Ляхотювонтумаму». Мама спрашивает: «А как же я, сынок?» — «Атинетакаля... Ни ф атьках (очках)».
Дима (2 года 7 месяцев): «Сюда хатю забиляться. Мама, забили меня (то есть подсади наверх)». Он же в другой ситуации: «Мам, сати (смотри), пальтики у маля липнули».
Виталик (3 года) на вопрос: «Ты куда пошел?» отвечает: «В ковату (в кровать)». Он же: «Ой какая кукука! Дай дуичка! (дудочку)». В этом же возрасте некоторые дети говорят почти правильно, допуская лишь единичные ошибки. Разброс между темпами созревания речи у разных детей в этом возрасте очень велик. Ошибки в приведенных примерах не выходят за пределы допустимых погрешностей в этом возрасте.
В других случаях ошибки могут быть значительно грубее, простительные лишь для детей второго года жизни или носящие явно патологический характер. Например, Таня в 2 года 8 месяцев говорит: «Се ди па! Се, Няня фо па. Седи» (Свет, иди спать! Свет, Таня хочет спать. Свет, уходи!). Для данного возраста речевые ошибки носят слишком грубый характер, свидетельствуют о задержке речевого развития. Это достаточный повод для обращения за помощью к логопатологу или логопеду.
Я специально подробно остановился на описании ранних этапов развития речи. О патологических проявлениях этого периода меньше известно даже специалистам, а тем более родителям. По этой причине многие из них обращаются к врачам слишком поздно. Нельзя не признать, что порой даже некоторые логопеды предлагают родителям подождать до 4-5 лет и не оказывают помощи своевременно. Такой совет — признак низкой профессиональной компетентности. Если вы оказались в подобной ситуации — поищите более профессионального специалиста и проконсультируйтесь с ним.
На третьем, четвертом или пятом годах жизни в речи многих детей появляются очень своеобразные обороты и слова, вызывающие у взрослых улыбку. Множество таких примеров словотворчества собрано в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти»:
Отскорлупай мне яйцо.
Замолоточъ этот гвоздик.
Янамакаронился.
Мама сердится, но быстро удобряется.
Лопнутая бутылка.
Наше радио очень оручее.
Мама, я боюсь, на полу паукан!
Подобные языковые инновации, как их называют лингвисты, появляются потому, что ребенок начинает интуитивно улавливать правила, по которым происходит словообразование и словоизменение. Применяя эти правила, малыш образует новые слова, но так как он еще не знает многих ограничений и исключений из правил, слова получаются такие, которых нет в языке взрослых. Подобное языковое творчество является наглядным доказательством того, что дети уже в этом возрасте способны различать случайное и закономерное, могут обобщать свой опыт и выводить на этой основе определенные правила. Однако творческое начало в овладении языком выражено у разных детей в разной степени. Одни больше склонны к подражательности, другие — к самостоятельному строительству языка. Обе стратегии являются нормой, и преобладание одной из них является проявлением индивидуальности ребенка. Тем не менее, те, у кого высоко развито языковое чутье, раньше и легче овладевают грамотой.
Примерно к 5-6 годам речь детей в звукопроизношении и грамматическом строе фраз максимально приближается к нормативной речи взрослых. Однако стилистически в речи еще долго сохраняются особенности, свойственные детскому возрасту. Не стоит усердствовать в том, чтобы заставить ребенка этого возраста обязательно пользоваться литературным языком, книжным языком, фразеологией взрослой речи. В свое время ребенок придет к этому. Но если навязывать это слишком рано, можно лишить его речь индивидуального своеобразия, обезличить ее. В то же время необходимо поощрять у детей старше 5 лет более полные ответы, использование распространенных фраз, развивать повествовательную речь, диалогическую и монологическую речь.
Развитие диалога
Как уже было сказано выше, с самого начала развитие навыков речевого общения предполагает двусторонний характер этой деятельности, то есть представляет собой диалог. Имеется много свидетельств, доказывающих, что активное участие родителей в этой ранней, еще элементарной форме диалога, частота и регулярность подобных эпизодов в жизни ребенка чрезвычайно сильно стимулируют развитие его активной речи. В широком смысле слова диалог предполагает не только обмен репликами двух собеседников, но и их готовность и способность понимать друг друга.
Ситуация естественного диалога возникает при желании что-то сообщить собеседнику. Поэтому, разговаривая с ребенком, родителям следует стараться показать свою искреннюю заинтересованность в беседе и вызвать ее у малыша. Нередко имеющие место односторонние расспросы взрослым ребенка, строго говоря, диалогом не являются. Коммуникация такого рода носит односторонний характер, и ее нельзя считать полноценным общением. Как известно, наиболее надежный способ вызвать интерес у собеседника — это разговор на интересующую и понятную ему тему. Поэтому беседа не должна содержать слишком много новой информации и незнакомой лексики. В подобной ситуации речевая активность ребенка подавляется.
Для понимания того, в чем нуждается ребенок для полноценного развития связной речи, важно вспомнить, какое место занимают в его речевом развитии образцы, задаваемые взрослыми. Большинству детей свойственна склонность к имитации и подражанию. Речевые обороты, которые взрослые часто повторяют, или, как их еще называют, «речевые клише», включаются в речь ребенка и занимают в ней довольно большое, но неодинаковое у разных детей место. Часть детей склонны, подражая взрослым, включать в собственную речь услышанные словосочетания, фразы, понимая их лишь частично. Безусловно, подобный способ освоения родного языка естествен и правомерен. Однако при чрезмерном и раннем усердии взрослых в воспитании у маленького ребенка грамматически правильной речи возникает риск сформировать слишком шаблонную по стилистике речь, которая не способствует созреванию «языковой личности» ребенка, унифицирует ее. Немало детей предпочитают идти своим путем и весьма преуспевают в этом при условии адекватного отношения к этому взрослых и прежде всего, конечно, родителей. Именно тогда речь детей восхищает нас своей самобытностью и выразительностью. Поощрение подобного способа освоения родного языка предполагает создание условий для общения на основе партнерских, равноправных взаимоотношений между взрослым и ребенком в ситуации диалога. Это означает, что взрослый готов выслушать и понять точку зрения ребенка (независимо от его возраста), а отвечая, подстроиться к его уровню понимания. При этом тема беседы становится предметом совместного обсуждения. Это принципиально отличается от ситуации разъяснения (или повествования) со стороны взрослого и слушания-усвоения-запоминания — со стороны ребенка. Разница заключается в том, что в первом случае ребенок является активным участником речевого общения и учится не только правильно строить фразы,
но и самостоятельно организовывать процесс беседы в удобной для обоих собеседников форме. Собственные мысли и свой, индивидуальный способ их изложения должны приветствоваться взрослым, даже если это выглядит в его глазах «детским лепетом». Именно тогда возникает в полном смысле слова диалог, создаются условия для его дальнейшего развития и совершенствования.
Развитие повествовательной речи
В процессе беседы высказываниям ребенка второго-четвертого года жизни обычно свойственны неполнота и фрагментарность. Для формирования у ребенка более полных и понятных высказываний взрослый должен уметь терпеливо и последовательно задавать встречные наводящие вопросы, помогающие ребенку излагать свои мысли последовательно и более распространено. Некоторым может показаться более легким путем задание ребенку эталонов, образцов правильного описания, например, картинки или ситуации. Однако, делая это прямолинейно («Вот, слушай, как надо!»), мы в определенной мере подавляем собственное речевое творчество ребенка, а с другой стороны, фиксируем его внимание на его речевой некомпетентности. Это подталкивает ребенка на репродуктивный, подражательный путь усвоения языка, сводящийся к воспроизведению чужих речевых оборотов и речевых клише. Это не означает, конечно, что не следует исправлять речевые ошибки ребенка. Однако делать это надо деликатно и тактично, не ущемляя собственного достоинства ребенка, которое появляется очень рано, хотя не все взрослые подозревают об этом.
В этот период ребенок мыслит преимущественно образами. Поэтому, когда он о чем-то рассказывает другому собеседнику, он как бы мысленным взором представляет образ того, что хочет передать, и в речи лишь комментирует некоторые детали этого образа. Создается впечатление, будто он думает, что аналогичный образ представляет и собеседник, и коротких речевых реплик достаточно, чтобы тот понял, о чем идет речь. Такая особенность называется «эгоцентризмом» мышления и речи ребенка. Он еще не может в полной мере встать на позицию собеседника и согласовывать подробность своего рассказа со степенью осведомленности собеседника в отношении событий, о которых идет речь. Важно, чтобы ребенок смог почувствовать: сумел ли он объяснить то, что хотел, и понял ли его собеседник. В свою очередь, взрослый может помочь ему в этом, уточняющими вопросами давая понять, что предмет беседы ему интересен (это очень важно для ребенка!), и ему хочется услышать в подробностях то, что хотел сообщить ребенок. При этом расспросы должны носить естественный, не экзаменующий характер. Если, рассказывая, ребенок неправильно, аграмматично построил фразу или допустил ошибку в произношении, его можно-поправить. Только делать это нужно не слишком часто на протяжении одной беседы, выбирая для этого наименее обидный для него способ: «Ты, наверное, хотел сказать...?»
Одним из трудных моментов в освоении ребенком повествовательной речи является необходимость связывать отдельные фрагменты рассказа логически и излагать их в соответствии с временной последовательностью описываемых событий. Эта трудность обусловлена незрелостью навыков программирования как речевых высказываний, так и мышления. Одним из приемов, помогающих развить подобные способности, является составление рассказов из серий картинок. При этом задачей ребенка является осмысление фрагментов события на отдельных картинках, объединения их в целую историю с учетом логической связи отдельных звеньев, представленных на картинках, входящих в серию. Чем больше картинок входит в серию, тем труднее задача. Одновременно ребенок должен понять, в какой последовательности развивались события в рассказе. Составляя по сложенной им серии картинок устный рассказ, он учится логически организовывать свое повествование и согласовывать его с изображенным на картинках.
Вышеперечисленные способности к связной речи могут затормозиться в своем развитии по разным причинам. Причин этих много, и они весьма разнообразны: эмоциональный дискомфорт в семье и отношениях между детьми и родителями, низкий культурный уровень семьи, отставание ребенка в психическом развитии, избирательные формы недоразвития речи, ранний детский аутизм, неврозы и др. Разобраться в этом, правильно оценить состояние речевых способностей ребенка и получить квалифицированную помощь вы сможете у логопатолога и логопеда.
Освоение письменной речи
Проблемы развития речи у детей, однако, не исчерпываются тем, что было сказано выше. Существует еще так называемая «письменная речь», то есть навыки письма и чтения, с помощью которых ребенок учится грамотно излагать свои мысли на бумаге, в письменной форме и полноценно понимать письменные сообщения, тексты, передающие мысли и чувства других людей. Ребенок начинает осваивать эти непростые навыки в среднем в 6-7 лет. Однако в последние годы среди родителей наметилась тенденция начинать обучение чтению (а иногда и письму) с 5,4 и даже с 2 лет. Если это делается без учета готовности ребенка к усвоению таких навыков^ него возникает много проблем, значительных затруднений, проявляющихся в дефектном, неполноценному усвоении навыков и формировании стойкого отвращения к чтению и письму. Такой печальный исход может произойти с еще большей вероятностью, если раннее обучение ведется человеком без должной профессиональной подготовки.
Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь письму и чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности. Он должен усвоить новую и довольно сложную систему графических символов — букв, обозначающих звуки речи. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определенными словами, и содержание (смысл), передаваемый словосочетаниями и фразами. Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи, которые сами по себе, изолированно ничего не означают в смысловом отношении. Он должен научиться делить слово на слоги и звуки. Он должен знать многочисленные правила обозначения звуков буквами и «озвучивания» буквосочетаний (в том числе правила и навыки слогослияния).
Однако и это не самое сложное и не самое важное. Научившись элементарным техническим навыкам чтения, ребенок приступает к самому трудному и главному в чтении: он должен научиться извлекать смысл из письменных текстов. Сложность этого связана с тем, что письменные тексты (письменная речь) построены по правилам, значительно отличающимся от правил организации устных высказываний. То, как ребенок привык выражать свои мысли в разговорной речи, и как это делают взрослые, общаясь с ним, резко отличается от «книжного языка». В повседневном общении используются преимущественно диалогические формы речи: вопросы, ответы, обмен репликами. Немалую опору в понимании устной речи для детей дошкольного возраста представляет событийный контекст, то есть конкретные (предметные или действенные) моменты ситуации, в которой происходит разговор, интонация говорящего, выражение его лица, жестикуляция и др. Все эти опоры отсутствуют в письменных текстах, носящих в большинстве случаев характер монолога. Поняв значения прочитанных слов, ребенок должен затем обобщить их, заново интерпретировать значения слов с учетом речевого контекста. Например, значение слова «упал» в словосочетаниях «упал духом» и «упал в лужу» резко различно. После этого ему предстоит реконструировать значение целого текста или фрагмента текста так, чтобы в голове возник отчетливый образ того, о чем повествуется в книге. Следует учитывать и тот факт, что дошкольник мыслит преимущественно образами, которые и несут для него основное смысловое и эмоциональное содержание. Поэтому, если в процессе чтения не происходит полноценного перевода с письменного языка на образный, чтение не доставляет ребенку удовольствия и весьма мало способствует приобретению новых знаний и умственному развитию.
Полноценное освоение всех вышеперечисленных навыков предполагает определенный минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи. Иначе говоря, должно наступить состояние готовности к усвоению грамоты и письменного языка. Этот важный момент нередко упускают родители, стремящиеся научить ребенка читать как можно раньше. Нередко, даже в случаях неполной готовности к овладению чтением удается тем или иным способом научить ребенка техническим навыкам чтения, то есть «говорению по буквам». Полноценного же понимания прочитанного может не наступить. В результате ребенок, демонстрирующий формально неплохие показатели скорости и техники чтения, понимает прочитанное весьма поверхностно. Чтение остается для него неработающим, чисто учебным навыком.
Чтобы избежать подобной дисгармонии при освоении чтения, привить любовь к этому занятию, с самого начала обучения необходимо достаточное внимание уделять развитию полноценного понимания прочитанного. Удобным для этих целей приемом является соотнесение прочитанного текста или его фрагмента с соответствующей ему по содержанию картинкой.
Существует определенная категория детей, испытывающих стойкие трудности в овладении письмом и чтением даже с 7 лет. Это дети, страдающие дислексией или дисграфией. Предупреждение и исправление таких расстройств тоже относятся к компетенции логопатолога и логопеда.